Назад

Спортивный травматизм

24 Сентября 2020

Под спортивным травматизмом следует понимать те изменения, которые возникают из-за чрезмерных функциональных перегрузок тканей в процессе занятий спортом. Чрезмерное натяжение, вращение, сгибание и т.п. приводят к изменениям тканевой структуры, следствием чего является дегенерация функциональных элементов.
Виды травм.
Тяжелые травмы-это травмы вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящие к потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней.
Средние травмы- это травмы с выраженными изменениями в организме, приводящие к спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней.
Легкие травмы- это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и не приводящие к потере общей и спортивной нетрудоспособности (ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение).
Первичные. Такие повреждения возникают внезапно. Причиной может стать механическое воздействие, неосторожность и пр.
Вызванные перегрузками. Спортивные травмы локтя (теннис), плеча (плавание, бросание мяча, метание), голени (бег), колена и позвоночника (гимнастика, тяжелая атлетика, борьба, футбол).
Повторные. При неполном восстановлении спортсмена после травмы нагрузка идет не только на место поврежедния, но и на весь организм в целом с целью компенсации работы и слабости травмированного участка тела, тем самым повышается риск получения травмы другого участка тела.
Классификация травм.
1. Поврежедние суставной капсулы и связок.
2. Повреждение мышц и сухожилий.
3. Ушиб
4. Вывих или подвывих
5. Перелом кости
6. Ссадина (царапина).
7. Рваная (открытая рана).
8. Сотрясение.
9. Инфекция или воспаление.
Факторы риска травматизма.
1.    Материально-техническое организационное обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности:
- плохое состояние спортивных сооружений, мест проведения тренировочных занятий;
- низкое качество спортивной формы и инвентаря.
2.    Погодные, климатические и географические условия мест подготовки и соревнований:
- неблагоприятные погодные условия;
-высокие или низкие температуры;
- высокая влажность;
-резкая смена часовых поясов.
3.    Подготовленность и функциональные возможности спортсменов:
- недостаточные знания в области профилактики заболеваний и травм;
-недостаточная технико-тактическая подготовка спортсмена;
- использование недостаточно освоенных приемов и действий;
- недостаточная эластичность мышц, связок и сухожилий;
-низкий уровень координационных способностей;
-непропорциональное развитие мышц-антагонистов;
- наличие скрытых форм заболеваний и незалеченных травм.
4.    Система спортивной подготовки:
- несоответствие тренировочных заданий уровню подготовленности спортсмена;
-нерациональная спортивная техника;
- недостаточная и неэффективная разминка;
- выполнение сложных тренировочных заданий в условиях явного утомления;
- чрезмерные физические и психологические нагрузки;
- нерациональный режим работы и отдыха;
- нерациональные методы и средства подготовки.
5.    Питание, восстановление и стимуляция работоспособности и адаптационных реакций:
- нерациональное питание, не соответствующее специфике вида спорта и характеру нагрузок;
- недостаток витаминов и микроэлементов;
- нерациональный питьевой режим;
- отсутствие и нерациональное применение средств восстановления.
6.    Организация и проведение соревнований:
- несовершенство правил соревнований;
- низкое качество судейства, допускающее грубые и рискованные приемы;
- грубые действия соперников;
- излишние длительные перерывы между отдельными видами спорта и отсутствие дополнительной разминки.

Самый высокий % травматизма в 2019 году по данным ГБУЗ АО «АЦЛФ и СМ» приходился на различные виды единоборств. Так же травматичными видами спорта являются футбол, баскетбол, легкая атлетика, хоккей. По литературным данным самые высокие показатели травматизма зарегистрированы в  игровых видах спорта. Прежде всего это связано с телесным контактом, а также частым выполнением подпрыгиваний, спринтерских рывков и резких поворотов, т.е. движений, наиболее часто вовлеченных в механизмы развития спортивных травм.

Стратегия профилактических мероприятий
Стиль жизни ребёнка формируется в его семье. Задача родителей научить своих детей физической культуре собственным примером: утренняя гимнастика, спортивные игры на свежем воздухе, лыжные прогулки зимой, а также соблюдение санитарно-гигиенических норм. Всё это способствует повышению мотивации ребёнка к здоровому образу жизни. Занятия спортом призваны повысить культуру здоровья спортсмена, повлиять на оздоровление его стиля жизни и создать условия для более эффективного развития юного организма. Для предупреждения спортивных травм учащихся, родители должны знать состояние здоровья своего ребёнка в день проведения тренировки, обеспечить его спортивной одеждой и обувью, которые соответствуют данному виду спорта.
Для обеспечения санитарно-гигиенических норм на тренировке, родителям необходимо напомнить своему ребёнку о его поведении по окончании занятия: обязательно снять спортивную форму (во избежание простудных заболеваний), сменить носки и обувь (с целью предупреждения опрелости и потёртости ног).
Родители должны напоминать своему ребёнку, чтобы он был особенно внимателен и дисциплинирован при занятии спортом, точно выполнял все команды тренера и правила техники безопасности. Правильная организация режима дня ребенка и контроль родителей за его соблюдением улучшат работоспособность спортсмена и снизят риск спортивного травматизма.
Избыток веса у спортсмена также как и недостаток массы тела, может привести к нарушению обмена веществ, атрофии мышц, что способствует травматизму.
Правильное питание, удобная спортивная одежда и обувь, регулярные занятия физической культурой, в сочетании с твердым режимом дня служат надёжным профилактическим средством спортивного травматизма.
Физическое воспитание детей важно не только само по себе: оно является важным средством развития его личности. Родители должны способствовать формированию у спортсменов осознания ценности здорового образа жизни, развивать представление о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены.
Всё это способствует мобилизации у юных спортсменов жизненно важных свойств организма, двигательных способностей, выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации движений. Выработка таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и в своих силах.

1 из

Последние новости